В Нижнем Новгороде с 30 июня по 3 июля проходила Международная выставка Busworld Russia 2010. Автобусные смотры Busworld – среди самых представительных в мире, но в России такой форум был проведен впервые.
Как же выглядел Busworld в российском формате? Экспозицию открывало панно на колесах: на борту лайнера Setra S417 GT–HD был изображен сюжет из истории – народ провожал русского князя с дружиной в поход.
И еще об истории. Выставка проходила на территории знаменитой Нижегородской ярмарки – той самой, где в далеком 1896 году был представлен самый первый российский автомобиль – экипаж Яковлева и Фрезе. Сегодня же многие павильоны ярмарки превратились в автосалоны, где продаются отечественные и зарубежные авто. Так сказать, лучшие традиции продолжаются…
На Busworld Russia 2010, как и положено международной выставке, неплохо были представлены автобусостроители ближнего и дальнего зарубежья: украинский «Эталон», белорусский «МАЗ», немецкие MAN, Mercedes-Benz и Volkswagen, турецкие Karsan и Otokar, и даже китайский Yutong. Однако доминировали, естественно, российские производители.
Нужно сказать, что НЕФАЗ пострадал от кризиса заметно меньше, чем другие представители национального автопрома. Дело в том, что в отношении предприятия Федерации действует особая региональная программа поддержки. Согласно ей покупатели общественного пассажирского транспорта, а равно коммунальных, пожарных и милицейских машин проплачивают всего 30% их стоимости. Остальное берет на себя государство.
Выставка Busworld Russia 2010 проходила в Нижнем Новгороде, надо думать, не случайно. Ведь этот город – родина бренда «ГАЗ». А ныне «Группа ГАЗ» – безоговорочный лидер производства автобусов в России с долей рынка в 70%. На самом Горьковском автозаводе выпускаются микроавтобусы «Газель» и «Соболь». Кроме того, в состав «Группы» входят такие производители автобусов, как «ПАЗ», «ЛиАЗ», «ГолАЗ» и «КАвЗ».
ЛиАЗ
В июне «Группа ГАЗ» выиграла крупный тендер на поставку в Москву 86 сочлененных низкопольников ЛиАЗ-6213. Большинство из них оснащено дизелями MAN (Евро 3), а десять машин – газовыми двигателями Cummins (Евро 4). На выставке же была показана новейшая, более экологичная газовая версия – ЛиАЗ-62137Х с мотором Cummins стандарта Евро 5. Еще один городской автобус – 12-метровый ЛиАЗ-5292 отвечал экологическим нормам EEV.
Оба автобуса оснащены 6-ступенчатыми автоматическими коробками: Allison и «продвинутой» ZF EcoLife. Машины оборудованы системой наклона кузова в сторону остановки – Kneeling, аппарелью с электроприводом – для въезда инвалидных колясок. Возможно использование спутниковой системы «Глонасс», которая позволяет в реальном времени отслеживать положение автобуса на маршруте. Это необходимое условие успешного функционирования системы скоростного движения транспорта BRT в мегаполисе.
ГолАЗ
Голицинский автобусный завод щегольнул свежайшей разработкой – междугородной моделью ГолАЗ-5251. В апреле она красовалась на выставке «Комтранс 2010» еще как концепт, а вот теперь уже получила статус серийной. Ее продажи начнутся только в ноябре.
Показанный автобус был оснащен дизелем MAN (Евро 4) и 6-ступенчатой «механикой» ZF. Но возможна также комплектация иными моторами, КП и мостами.
Благодаря широкому набору опций междугородный автобус ГолАЗ-5251 может быть доведен до уровня туристического лайнера. Предусмотрены установка кресел со смещением в сторону прохода, кондиционер с функцией климат-контроля, туалет, мини-кухня, спальное место для водителя. Представленная машина была оборудована системой беспроводного доступа в Интернет – Bus Wi-Fi.
НефАЗ
Нефтекамский автозавод изготовил первый свой автобус в 1999 году. На сегодня уже выпущено около 10 тыс. машин. С 2003 года предприятие сотрудничает с крупнейшим европейским автобусостроительным объединением VDL. Машины совместного производства получили от VDL двигатели DAF (Евро 3) и ходовую. А кузова из «нержавейки» и сборку машин производят на «НефАЗе». На долю таких моделей приходится около 10% общего выпуска, который в среднем достигает 1000 единиц в год. На выставке представили четыре автобуса: туристический (модель 52999), междугородный (52996), трехосный пригородный (52998) и городскую «гармошку» (52995).
Широко были представлены и более дешевые машины НефАЗ – собственной разработки, на шасси КАМАЗ. Среди них выделялась «экологическая» модель с двигателем Сummins, работающим на метане.
ПАЗ-320412 – удлиненная пригородная версия популярного «пазика» с новым дизелем ЯМЗ-534 (Евро 4). Дл. – 8,5 м. Мест – 50 (сид. – 29+1). Мощн. – 170 л. с. Скор. – 100 км/ч. |
МАЗ
На Busworld Russia 2010 впервые в РФ экспонировалась одна из последних минских разработок – низкопольный сочлененный автобус второго поколения МАЗ-205. Силовой агрегат Mercedes-Benz (Евро 5 или EEV) позволяет экспортировать машину в Западную Европу. Коробка передач – ZF или Voith. Подвеска – пневматическая, с системой Kneeling.
В отличие от многих конкурентов, силовой агрегат минской «гармошки» расположен не в тыльной секции автобуса, а в «тягаче» и приводит в действие не заднюю, а среднюю ось. Это позволяет упростить систему сочленения секций.
Показали и известный МАЗ-206. На автосалоне MIMS-2006 он получил звание «Лучший городской автобус». Но уже в октябре этого года ему обещают замену.
«Эталон»
Корпорация «Эталон» была на выставке единственным представителем украинского автопрома. Она производит автобусы на двух заводах: Бориспольском и Черниговском. Экспозицию открывали два автобуса семейства А079, которые уже сертифицированы в РФ и поступают на этот рынок. Междугородную модель раскрасили в цвета российского флага, а городскую – в цвета украинского. Поставленные рядом, они символизировали тесное сотрудничество двух стран.
Особый интерес посетителей вызвала новинка – городской автобус среднего класса БАЗ-А11110 «Ромашка». Эта машина, существующая пока в единственном экземпляре, прибыла своим ходом – и это стало ее первым серьезным испытанием.
Автобус разработан в НИИ Бориспольского автозавода. Характерная его черта – широкое применение узлов и агрегатов ведущих зарубежных производителей. В частности, могут использоваться коробка передач ZF (6-cтупенчатая, механическая) или Allison (автоматическая). Рулевое управление интегрального типа – от ZF. Предусмотрена установка 4-цилиндрового турбодизеля Deutz (4,76 л) в 214 л. с. Впрочем, имеется и другой, – индийский 6-цилиндровый Ashok Leyland HA57L135 (5,76 л), развивающий 183 л. с. Оба соответствуют эконормам Евро 3.
Несущий кузов разработан с учетом современных мировых тенденций. Использованы лучшие комплектующие, в том числе немецкие и итальянские. А стекла, резинотехнические изделия и некоторые другие детали изготовлены в Украине, но по западным технологиям. Подвеска колес – зависимая, пневматическая, причем с регулятором уровня пола.