КИТАЙСКИЕ МИКРОАВТОБУСЫ
19 февраля 2012
Похоже, китайский автопром, подобно японскому и корейскому, в ближайшее время совершит прорыв на рынки СНГ. В России первыми «ласточками» стали пикапы и внедорожники, а вот в Казахстане уже больше года продаются автобусы китайского производства. Более того: они активно вытесняют Газели на рынке «маршруток»! Впрочем, обо всем — по порядку. Первыми в Уральск — город, расположенный неподалеку от российско-казахской границы — пришли «китайцы» марок Lifan и Mudan (это было в конце 2003 года). А за ними хлынул настоящий поток автобусиков самых разных марок: FAW, Shaolin, Wanda, Hix, Golden Dragon… Они появились в нужное время — и в нужном месте.
Многие частные перевозчики уже «выросли» из ГАЗелей, но не торопились переходить на ПАЗы. А подержанные автобусы из-за рубежа здесь не пользуются спросом — в связи с чем нет и предложения. Кстати, стоимость проезда в городском транспорте в Уральске строго фиксирована: в большом автобусе — 15 тенге, в «маршрутке» — 20 (в переводе на российские деньги, соответственно, около 3 и 4 рублей). И китайские автобусы, несмотря на «стоячие» места, попали в категорию «маршруток» — что только добавило им популярности у перевозчиков. ЧТО ПОЧЕМ? В самом Китае автобусы такого класса не просто дешевы, а очень дешевы.
Самая распространенная в Уральске китайская «маршрутка», Lifan, стоит у себя на родине всего 7500$. В Алма-Ате эта же модель продается за $12300, а в Уральске — уже за $14200. Ничего не поделаешь: за морем телушка — полушка, да перевоз дорог! И все равно такая «маршрутка» получается дешевле «пазика»… Кстати, диапазон цен на новые китайские автобусики в Уральске — от $13700 за 19-местный и однодверный Hix до 22000$ за более крупный FAW (две двери, 21 место). Интересно, что практически все автобусы можно купить в кредит, причем «кредит по-казахски» выглядит весьма интересно. Клиент оплачивает половину стоимости автобуса — и получает его в пользование. Но при этом автобус оформляется на…продавца, который, в свою очередь, выписывает покупателю доверенность сроком на год. И в течение этого года покупатель вносит остаток стоимости. В результате удобно всем — и продавцу, и покупателю!
БЛИЗНЕЦЫ С РАЗНЫМИ ИМЕНАМИ.
Все автобусики, несмотря на некоторые различия во внешнем облике, имеют одинаковую компоновку и схожие характеристики. Габаритная длина — около 6 метров, дизельный двигатель расположен спереди, в салоне — 19 сидячих мест и одна дверь (сейчас появились и удлиненные, двухдверные варианты). Рабочий объем двигателя — около 4 л, коробка передач — пятиступенчатая, максимальная скорость — от 85 до 110 км/ч. Повторим, что самые распространенные автобусики носят марку Lifan. Их эмблему (овал с тремя вписанными буквами L), владельцы часто переворачивают вверх ногами: получается «магическое число», три семерки.
Популярны и автобусы, скопированные с японской модели Toyota Coaster. Они продаются сразу под четырьмя марками: FAW, Hix, Shaolin и Mudan. Внешне эти «маршрутки» различаются окраской и незначительными деталями» та же картина и внутри. Зато разброс по ценам — ощутимый. Hix стоит $13700, а такой же Mudan — уже $15500. Среди прочих выделяется FAW CA 6602: у него на крыше есть «горб», и потолок в салоне повторяет изгибы «горба». А у автобусов Shaolin сзади почему-то написано Mersedes (именно так, с двумя S!). И чехлы на сиденьях в салоне испещрены «мереседесовскими» эмблемками. (Интересно, как к этому относятся представители знаменитого концерна? — АР) При этом в салонах некоторых «Шаолиней» есть даже телевизор. Встречаются и другие марки — например, Wanda или Hua Xin, но их немного.
САЛОН
На первый взгляд салоны «китайцев» выглядят добротно, и стоять здесь можно в полный рост (есть даже поручни под потолком). Но… Пол у многих автобусов— просто рифленое железо, куда водителям приходится стелить фанеру и линолеум. И, хотя иным машинам не исполнилось и года, их пол уже начал ржаветь. Пластик, которыми обшиты стены и потолок (это касается в первую очередь автобусов Lifan) быстро пачкается, но практически не отмывается. И с сиденьями беда. Во-первых, они очень узкие, рассчитанные на «малогабаритных» китайцев. Во-вторых, ряды расположены так близко друг к другу, что человек среднего роста здесь просто не умещается — и ему приходиться сидеть полубоком. К тому же сиденья не отличаются надежной фиксацией.
Переднее «кресло», расположенное рядом с водителем, у многих автобусов уже отсутствует (впрочем, к нему все равно неудобно проходить). Освещение — слабое: на весь салон приходится всего два небольших плафона. Не лучше обстоят дела и с отоплением. В некоторых автобусах есть автономные печки, но солярку они расходуют почти наравне с двигателем. При этом существуют автобусы в так называемом «летнем исполнении», где отопителя салона нет вообще. В результате водители приспосабливают печки от КамАЗов, Икарусов ЛиАЗов и т.п. — попутно затыкая поролоном многочисленные щели.
А вот вентиляция салона хорошая — благодаря огромным форточкам (у большинства машин есть и люк в крыше). Кстати, сдвижные стекла расположены по всему салону, а окна некоторых автобусов тонированы. Цвет заводской тонировки — либо слегка зеленоватый, либо темно-синий (что, согласитесь, не очень красиво). И еще: двери — автоматические, но зачастую они уже открываются вручную, кондуктором.
ЧТО ГОВОРЯТ ВОДИТЕЛИ
Обзорность неплохая, но зимой стекла кабины (в том числе лобовое) покрываются льдом. Обдув не справляется со своими обязанностями — в том числе и из-за того что воздух дует «не туда». Поэтому на переднюю панель многие водители выводят шланги, по которым подается теплый воздух в нужные места. Металл, из которого сделаны панели кузова, очень тонкий. Причем там, где кузов плавно изгибается — плохо подогнанные панели, на которые намазано огромное количество шпатлевки. Зато двигатели — тяговитые, хорошо разгоняют даже битком набитый автобус. К тому же их ремонт не очень дорог. (Например, коленвал или головка блока цилиндров стоят в Уральске около $100.) Впрочем, относительно ремонта мнения расходятся: даже на автобусах из одной партии двигатели ведут себя по-разному, и некоторые приходится перебирать едва ли не через 5000 км. Еще мешает отсутствие инструкций на русском языке. Чтобы узнать, например, величину зазора для регулировки клапанов, придется не один час провести с китайско-русским словарем!
Тормоза у некоторых автобусов могут «пропадать», но через несколько километров снова «появляются». А барабанные тормозные механизмы приходится постоянно регулировать вручную: там стоят эксцентрики, как на ГАЗ-53. Есть проблемы с электрооборудованием. Провода — тоненькие, проложенные в самых неожиданных местах. «Штатные» аккумуляторы емкостью 75 Ач у большинства машин уже заменены на более мощные (135 Ач). Да и многие другие детали автобусиков уже «не родные». Например, вместо сгоревших генераторов на автобазах устанавливают любые пододящие — вплоть до кразовских. Вместо лопнувших рессор — «газоновские».
Воздушные фильтры — даже от тракторов (!), хотя у дилеров можно купить или заказать и китайские запчасти. Эти запчасти недороги — но многие владельцы предпочитают не «нарываться на «китаёзу», а ставить проверенные временем и зачастую более надежные отечественные детали. Вывод прост. Конечно, для местных перевозчиков покупка «китайцев» — шаг вперед по сравнению с той же Газелью. Автобусики вместительные, и быстро окупаются благодаря низкой цене. Но если сравнивать «китайцев» с такими моделями, как Toyota Coaster или Mercedes Sprinter — это два шага назад, причем огромных… Тем временем в России… Golden Dragon City Shuttle …тоже начали продаваться небольшие китайские автобусы. Но они — иного класса, нежели те, что работают в Казахстане» а потому не в пример дороже. Так, 28-местный Golden Dragon City Shuttle на базе грузовичка JAC предлагается в Москве за $36000. Впрочем, за эти деньги покупатель получает «мягкий салон», кондиционер, небольшой багажный отсек и даже «поилку» с кипятильником (как в офисах).
Так что это — не «маршрутка», а «бизнес-автобус» (кстати, одна такая машина обслуживает Новотель при аэропорте Шереметьево). Впрочем, летом на рынке должны появиться и более дешевые автобусики FAW: предполагается, что 19-местная модель будет стоить $25000, 26-местная — $30000. Но будут ли их брать маршрутные перевозчики (особенно если учесть отсутствие запчастей в регионах) — неизвестно
назад к списку