Екатеринбург до конца лета получит 58 новых городских автобусов МАЗ 203L65, работающих на компримированном природном газе (метане). Техника в уральскую столицу поступает из Минска партиями, при этом автобусы идут своим ходом. По состоянию на 21 августа в областной центр прибыло уже 37 машин - все они преодолели почти 3000-километровый маршрут без единой поломки в пути.
Первые 25 минских автобусов 14 августа были в торжественной обстановке переданы водителям АТП №6 - ключи от новой техники вручал глава городской администрации Александр Якоб. По мере поступления машины проходят тестирование и первое сервисное обслуживание. Затем их ждет техприемка, постановка на учет в ГИБДД и получение екатеринбургских номеров. С начала сентября МАЗы начнут выходить на обслуживание городских маршрутов.
Автобусы приобретены администрацией Екатеринбурга по лизинговой схеме для обслуживания городских пассажирских маршрутов в процессе подготовки к мероприятиям чемпионата мира по футболу 2018 года. Закупка осуществлялась за счет бюджетов трех уровней - федерального, регионального и местного. Для определения поставщика в апреле был проведен тендер, который в итоге выиграл Минский автозавод, предложивший за контракт 703.971.573,87 российских рублей (при этом начальная цена контракта составляла 957.750.874,22 российских рублей). С учетом лизинга каждый автобус обойдется городу в 12 млн рублей.
Чтобы полностью выполнить требования заказчика, белорусам пришлось фактически разработать новую модификацию городского автобуса на основе серийной полностью низкопольной модели МАЗ 203965. Дело в том, что длина "двести третьего" по паспорту составляет ровно 12.000 мм, а в конкурсной документации было записано "более 12.000 мм" (и это не какой-нибудь бзик местной администрации - просто для таких машин больше государственная субсидия). Так и появился на свет МАЗ 203L65 - машину пришлось слегка удлинить. Но не на полметра, как писали некоторые российские СМИ, а примерно на пять сантиметров - вопрос удалось решить за счет немного выступающего заднего бампера новой формы.
В остальном все осталось без изменений. МАЗ 203L65 берет на борт не менее 90 пассажиров, число сидячих мест в салоне - 26, имеется место для инвалидной коляски. "Элька" оснащена тем же 279-сильным двигателем Mercedes М 906 LAG EEV (Евро-5+) и автоматической коробкой передач Allison Т310R, на крыше те же шесть абсолютно взрывобезопасных и стойких к коррозии полимерно-композитных газовых баллонов общим объемом 1284 литра. Запас хода в городском режиме составляет 500-600 км, так что стандартную дневную смену автобус сможет отрабатывать на екатеринбургских улицах без дозаправки.
Кстати, о дозаправке. На первых порах машины будут заправляться на мобильной газовой заправке. А когда парк газомоторных автобусов превысит сто единиц, в АТП №6 будет построена первая в городе стационарная газозаправочная станция.
Что касается опциональных особенностей автобусов, заказанных Екатеринбургом, то здесь стоит отметить уникальный зеленый цвет RAL 6037, который был выбран самими горожанами в результате проведенного муниципалитетом опроса, и электронную функцию управления подвеской, которая позволяет приподнимать и опускать кузов автобуса при необходимости преодоления ям и неровностей (пришлось учесть специфику российских дорог).
Кстати, о российских дорогах. Водитель-испытатель Минского автозавода Владимир Андреев, пригнавший в Екатеринбург один из новых автобусов, в интервью "Областной газете" признался, что состояние дорожного покрытия на улицах уральской столицы его сильно разочаровало: "Техника наша хорошая. Желательно, чтобы к ней было бережное отношение и чтобы дороги в вашем городе были получше. Нам они показались просто ужасными. Низкопольные автобусы нужно эксплуатировать на хороших дорогах..." Будем надеяться, что к мнению белоруса прислушаются и коллеги-водители, и руководство Екатеринбурга.