В нынешнем году белорусское государство может предложить к приватизации ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ). Об этом сообщил недавно первый вице-премьер правительства Владимир Семашко. Надо думать, это сообщение вызвало особый интерес в Москве, так как от МЗКТ во многом зависит оборонная мощь России.
В целом отметим, что реализация многих разделов программы перевооружения российской армии сегодня невозможна без предприятий белорусского ВПК. В особенности это касается ракетных комплексов различного назначения. Причем МКЗТ здесь — опорное звено.
Производимые на заводе колесные шасси и тягачи являются транспортной базой для значительной части выпускаемых в России наземного подвижного вооружения и военной техники. К числу наиболее продвинутых образцов продукции МЗКТ специалисты относят:
• 8-осное полноприводное специальное колесное шасси МЗКТ-79221,
• 4-осное полноприводное колесное шасси МЗКТ-7930,
• 2- и 3-осные полноприводные колесные шасси МЗКТ-8021/8022,
• 3-осное полноприводное колесное шасси МЗКТ-69221.
Флагманом модельного ряда Минского завода колесных тягачей является шасси МЗКТ-79221 (колесная формула 16х16). Оно разработано под монтаж пусковых установок и транспортных машин российских подвижных грунтовых ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс», их транспортирование по всем видам дорог и разведанной местности и обеспечение боевого применения.
На данный момент «Ярс» — это наиболее современный комплекс, состоящий на вооружении Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России. Он оснащен межконтинентальными ракетами РС-24.
На шасси МЗКТ-7930 (8х8) сегодня монтируются:
• пусковая установка и транспортно-заряжающая машина оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и «Искандер-Э»;
• боевая и транспортные машины реактивной системы залпового огня «Ураган-1»;
• машины обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса «Тополь-М» и «Ярс»;
• радиолокационная станция зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400;
• пусковые установки и транспортно-заряжающие машины противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М»;
• мостоукладчик ТММ-6 «Гусеница-2» и др.
Наиболее известным из этих видов вооружения, конечно же, является «Искандер». Однако в последнее время, благодаря громким сделкам, стали известны и подвижные береговые ракетные комплексы (ПБРК) на базе МЗКТ-7930. Прежде всего это относится к ПБРК «Бастион». О поставках двух таких комплексов Россией Сирии недавно сообщили мировые СМИ. ПБРК «Бастион» был разработан на основе сверхзвуковой противокорабельной ракеты 3М55 «Оникс» (экспортное название «Яхонт», по классификации НАТО — SS-N-26 Strobile) с дальностью стрельбы до 300 км.
Комплекс предназначен для уничтожения надводных кораблей всех классов и типов из состава корабельных и авианосных ударных групп, десантных соединений, конвоев, а также отдельных одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия противника. «Бастион» в состоянии обеспечить защиту побережья протяженностью более 600 км от возможных десантных операций противника.
Немало шума в экспертном сообществе наделала и возможная поставка российских ПБРК «Бал-Э» Венесуэле. По данным издания Infodefensa, эти мобильные береговые ракетные комплексы поступят на вооружение вновь создаваемого Командования береговой охраны. В состав комплекса «Бал-Э» входят самоходный командный пункт управления и связи, самоходная пусковая установка (СПУ) — 4 единицы и транспортно-перегрузочная машина (ТПМ) — 4 единицы. Все — на базе МЗКТ-7930. На каждой СПУ и ТПМ размещено по 8 крылатых ракет Х-35Э (3М-24Э, обозначение США/НАТО — AS-Х-20) с дальностью поражения до 120 км.
Несколько ранее в прессе сообщалось, что на вооружение береговой охраны Венесуэлы могут поступить более мощные российские береговые ракетные комплексы «Клаб-М» Для стрельбы по надводным целям они оснащены крылатыми ракетами 3М-54КЭ и 3М-54КЭ1, по береговым — 3М-14КЭ. Из-за того, что эти ракеты летят по непредсказуемой траектории и на крайне низкой высоте (20-30 м), их практически невозможно засечь радарами, а следовательно и сбить. Все боевые и вспомогательные элементы комплекса размещены на шасси МЗКТ-7930.
Шасси семейства МЗКТ-8021/8022 первоначально разрабатывались для зенитного ракетного комплекса «Печора-2М». Так, шасси МЗКТ-8021 (6х6) служат базой для пусковой установки, шасси МЗКТ-8022 (4х4) — для командного поста управления, шасси МЗКТ-80211 (6х6) — для кабины антенного поста.
Наиболее необычной из вышеперечисленных разработок является шасси МЗКТ-69221, впервые в практике предприятия оно имеет не рамную, а корпусную конструкцию. Сварной корпус изготовлен из стальных листов со встроенными усиливающими элементами.
Своим появлением это колесное шасси обязано разработчикам ЗРС «Тор» c Ижевского электромеханического завода, задумавшим создать версию этой системы с улучшенными характеристиками. C этой целью они обратились к конструкторам МЗКТ с предложением разработать полноприводное колесное шасси для замены гусеничного транспортера ГМ-5955, на котором изначально базировалась система «Тор».
По замыслу такая замена должна была привести к снижению не только стоимости самой ЗРС, но и затрат на ее эксплуатацию, увеличению запаса хода и срока эксплуатации шасси, улучшению комфортности и удобств для экипажа. И надежды эти полностью оправдались. Поэтому не случайно именно колесная версия ЗРС «Тор-М2» была заказана белорусскими военными в России. В декабре 2011 года первая батарея таких «Торов» поступила на вооружение 120-й зенитной ракетной бригады в Барановичах, поставка второй батареи «Тор-М2» ожидается до конца нынешнего года. По словам министра обороны Беларуси Юрия Жадобина, планируется, что к концу 2013 года в распоряжении 120-й бригады будет уже дивизион ЗРС «Тор-М2».
Высокие характеристики МЗКТ-69221 привлекли и других разработчиков вооружения, в частности версия этого шасси была использована белорусским предприятием «Тетраэдр» при модернизации ЗРК «Оса» до версии «Оса-1Т», а затем и «Стилет». На этом же шасси разработчики «Тетраэдра» разместили и один из вариантов многоцелевого ракетно-пушечного комплекса A3.
И наконец, шасси МЗКТ-69221 было использовано российскими разработчиками при создании очередной модификации ЗРК средней дальности «Бук» — «Бук-2М»/»Бук-2МЭ», премьера которого состоялась в прошлом году.
Как видим, основными заказчиками машин военного назначения марки «МЗКТ» являются предприятия российского ВПК. Так что Россия весьма заинтересована прибрать к рукам этот небольшой, но очень важный для ее обороноспособности завод.
Читать полностью:http://naviny.by/rubrics/economic/2012/03/03/ic_articles_113_177061/