Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, что развитие общественного транспорта началось именно здесь. Здесь же, соответственно, были заложены и основы работы всей его системы – начиная с устройства остановок и распределения маршрутов до разработки регламентации и правил пользования.
Первыми видами общественного транспорта в Европе были железнодорожные: подземный – метро (появилось в Лондоне в 1863 году) и трамвай (появилось в Берлине в 1881). Достаточно быстро трамвай вышел на лидирующие позиции, где и оставался до 1930-х годов. К этому времени личный автомобиль, автобус и появившийся в городах троллейбус свели свели экономическую выгоду от трамваев на нет. К началу Второй мировой войны европейские трамваи почти были вытеснены с городских дорог.
Закат троллейбусов в Европе случился в период 1950-60 годов. В отличие от СССР, где они стали стремительно расширять свои маршрутные системы, в Европе троллейбусы вытеснялись автобусами. Именно автобусы после отказа от трамвайного сообщения и прекращения троллейбусного бума стали в Европе основным видом городского общественного транспорта. Что же касается маршрутных такси, то в отношении их было принято множество регламентирующе-запретительных мер – во многом, из-за проблем с безопасностью.