Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического данных стран и регионов.
Автомобильная промышленность США сделала городской общественный транспорт в большинстве городов малорентабельным и неудобным для пассажиров. Поэтому он, в основном, сохранился лишь в крупных мегаполисах. На рынке пассажирских городских перевозок в городах США обычно представлено 2-3 крупные компании-перевозчика, каждая из которых представляет собой коммерческого гиганта с филиалами в разных городах штата.
Тарификация поездок в городском общественном транспорте в США строится на принципах разделения единичных поездок и поездок по абонементу. Конкурирующие компании нередко договариваются о тарифном взаимодействии, делая прозрачным для пассажира переход между маршрутами и разными видами транспорта. Важную роль при создании сетки тарифов в США играют социальные программы.
Принцип зональной тарификации широко используется в общественном городском транспорте городов Европы. Кроме того, в тарифах большое внимание уделяется туристам – для которых нередко создаются специальные тарифные предложения, сочетающиеся с оплатой культурной программы (музеи, выставки, посещение знаковых мест).
Городской транспорт в городах Европы развит весьма хорошо, нередко насчитывая по 2-4 вида. Обычно в городе присутствует 1-3 коммерческих компании-перевозчика, обслуживающих сразу несколько видов транспорта. Тарификация на разные виды транспорта обычно единая. Большое внимание в Европе уделяется обеспечению пассажиров всей необходимой информацией о маршрутах, а также вопросам безопасности и защиты.
Система общественного транспорта городов России, в целом, заметно отличается от европейской и американской. Это связано с тем, что её развитие происходило в уникальной – социалистической – системе хозяйствования.
За последние 20 лет отечественный общественный транспорт сильно изменился. Во-первых, произошло перераспределение транспортной нагрузки между его традиционными видами – автобусом, троллейбусом, трамваем. Во-вторых, на рынке городских перевозок появился и бурно развивается новый игрок – маршрутное такси.
Эта тенденция, безусловно, носит экономический характер.
Ситуация видами собственности и количеством представленных компаний-перевозчиков в России сильно различно в зависимости от города. Где-то мы можем наблюдать полную монополию одной компании, контроль над которой принадлежит городу. В других городах имеется несколько конкурирующих между собой компаний, эксплуатирующих один или несколько видов общественного городского транспорта. Такое многообразие говорит нам о том, что система отношений только начинает складываться. Думается, что постепенно она будет сформирована на принципах, схожих с европейскими.
Система оплаты проезда в нашей стране – одна из самых простых и наименее гибких. В основе её лежит принцип разделения единичных поездок и поездок по абонементу с учётом возможностей и потребностей различных социальных групп. Думается, что с
Приходом на рынок большего числа коммерческих компаний, тарифная система будет перестраиваться и становиться более гибкой.