Коробка передач PRAGA 5P120S предназначена для автобусов с длиной приблизительно до 12 м и для грузовых автомобилей тяжелого низшего класса, или для других автотранспортных средств, у которых уже была утверждена установка коробки передач фирмой АО «ПРАГА Хостиварж».
Механическая коробка передач переборного типа с зубчатыми шестернями постоянного зацепления имеет пять ступеней передачи для движения прямым ходом и одну передачу заднего хода.
Переключение отдельных ступеней передачи осуществляется механически при помощи подвижных муфт. От 2° до 5° коробка передач оснащена блокированной синхронизацией штифтового типа. Рабочие поверхности синхронизирующих частей покрыты слоями молибдена.
Ведущий и ведомый вал коробки передач установлены в конических роликоподшипниках, взаимное расположение — на коническом роликоподшипнике в сепараторе. Ведущий вал одновременно образует ведущая шестерня постоянного зацепления.
Ведомые шестерни коробки передач установлены на игольчатых роликах в сепараторе. Все шестерни с косозубым зацеплением.
Промежуточный вал установлен в конических роликоподшипниках, шестерни от 2° до 4° запрессованы на промежуточный вал, а ведущие зубчатые венцы 1° и R являются его составной частью. Промежуточная шестерня заднего хода установлена на оси с роликоподшипниками.
Смазка коробки передач осуществляется под давлением с помощью масляного насоса, приводимого в движение промежуточным валом. Масло всасывается через механический фильтр грубой очистки.
Картер коробки передач состоит из трех поперечно разделенных частей и изготовлен из сплавов алюминия. Передняя часть картера КП является картером сцепления с фланцем SAE1.
Коробка передач поставляется с сигнальным датчиком нейтральной передачи и заднего хода, и индуктивным датчиком тахографа (6 импульсов за оборот ведомого вала).
Перед введением в эксплуатацию КП необходимо проверить, если коробка передач наполнена маслом в установленном количестве (уровень масла должен всегда доходить до нижней кромки контрольного отверстия), и одновременно произвести контроль функциональности клапана для выпуска воздуха (колпачок клапана должен свободно вращаться).
Коробка передач заправляется специальным маслом согласно спецификации API GL-4 (MIL-L-2105) с классом вязкости SAE 80W, 80W-85, 80W-90. Соотношение смешивания сортов масла, отвечающих данной спецификации, не ограничено.
Плановый уход проводится после пробега каждых 10000 км и состоит из проверки уровня масла и его дозаправки, проверки функциональности клапана для выпуска воздуха, проверки функциональности и герметичности датчиков и промазки смазочной головки цапфы переключения передач в сборе с помощью пресс-масленки.
Замена масла производится во время обкатки после пробега 5000 км, последующая замена масла всегда выполняется после пробега:
Контроль, дополнительная заправка и замена масла коробки передач производится на горизонтально стоящем автомобиле (автобусе).
При замене масла необходимо очистить магнит сливной пробки от металлических элементов и произвести контроль вида обнаруженных элементов, а в случае необходимости, заменить уплотнительные кольца и тщательно подтянуть пробки.
Обращаться с маслом необходимо так, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.
При постановке автомобиля (автобуса) на стоянку всегда необходимо включить нейтральную передачу.
Внимание. Буксировка автомобиля (автобуса) возможна только после отсоединения карданного вала, в противном случае возникает опасность повреждения подшипников качения коробки передач!
Регулировку и ремонт КП необходимо производить в авторизированных сервисных пунктах.
Рисунок 235 — Позиции мест на КП PRAGA 5P120S для технического ухода:
1 — отверстие для заправки маслом с пробкой (количество масла 9,5 л); 2 — контрольная пробка; 3 — сливная пробка с магнитом; 4 — смазочная головка цапфы переключения передач; 5 — датчик передачи заднего хода; 6 — датчик нейтральной передачи; 7 — клапан для выпуска воздуха (сапун); 8 — электронный датчик тахографа (шесть импульсов за один оборот ведомого вала)