Ремонт сцепления МАЗ
19 февраля 2012
При ремонте сцепления сначала необходимо снять коробку передач. Для смены и ремонта ведомых дисков или других деталей сцепления необходимо, постепенно отвертывая болты крепления нажимного диска с кожухом сцепления в сборе к маховику, осторожно снять нажимный, затем ведомый и средний ведущий диски; вывернуть из нажимного диска с кожухом в сборе четыре регулировочных винта.
Нажимный диск сцепления в сборе с кожухом разбирают только в том случае, если отдельные детали его нуждаются в замене или ремонте. Разбирать нажимный диск рекомендуется в приспособлении (рис. 65) или на подставке под ручным прессом.
Нажимая на торец кожуха, сжимают нажимные пружины так, чтобы оттяжные пружины с упорным кольцом были разгружены. Затем отвертывают регулировочные гайки оттяжных рычагов, предварительно сняв опорные пластины и стопорные шайбы. Медленно опуская пресс, освобождают нажимный диск.
Ведомые диски сцепления разборке не подлежат. При необходимости замены накладок (например, обрыв накладок или повышенный износ, когда расстояние от поверхности трения до головок заклепок менее 0,1 мм) требуется менять обе фрикционные накладки одновременно, так как даже небольшая разница в толщине накладок нарушает нормальную работу сцепления.
*рисунка нет в исходниках*
Рис. 65. Приспособление для сборки нажимного диска с кожухом в сборе:
1 — подставка приспособления; 2 — направляющий штифт; 3 — болт крепления кожуха сцепления; 4 — оправка для регулировки положения оттяжных рычагов; 5 — болт крепления оправки; 6 — упорный сухарь; 7 — винт крепления сухаря; 8 — оттяжной рычаг сцепления; 9 — регулировочная гайка; 10 — стопорная шайба; 11 — нажимный диск сцепления с кожухом в сборе
Головки заклепок устанавливать с одной и с другой сторон диска поочередно в шахматном порядке. Расстояние от поверхности накладки до головки заклепок должно быть не менее чем 1,2 мм. Толщина ведомого диска с приклепанными новыми накладками должна составлять 9,9—10,1 мм; разница в толщине одного диска с накладками не должна превышать 0,1 мм.
После замены накладок ведомый диск проверить на биение плоскости трения относительно оси шлицевого отверстия ступицы. В качестве шлицевой оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач. При проверке на шлицевой оправке биение поверхностей трения диска относительно шлицевого отверстия ступицы допускается не более 0,5 мм.
Сборку кожуха сцепления с нажимным диском выполняют в обратном порядке, используя приспособление под ручным прессом. При этом нажимный диск установить на подставку приспособления рабочей поверхностью вниз, проследив, чтобы шипы были зафиксированы в пазах подставки. Собранные оттяжные рычаги с игольчатыми подшипниками установить в пазы приливов нажимного диска и закрепить их осями. Иголки (по 20 иголок в каждое отверстие) устанавливать на смазке 1-13 (ГОСТ 1631—61) или ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6237—58). На оси вилок надеть пружины упорного кольца, а на их концы петли. На оси рычагов и вилок установить замковые шайбы, у которых затем прогнуть середину перемычки шайб.
Перед установкой нажимных пружин под них положить шайбы с термоизолирующими прокладками.
После такой подсборки на каждый диск можно установить кожух сцепления, обратив внимание на то, чтобы вилки оттяжных рычагов свободно вышли в четыре отверстия в кожухе. Затем закрепить кожух к подставке с помощью болтов и освободить его из-под пресса.
На резьбовые концы вилок навернуть регулировочные гайки, установить оправку 4 (см. рис. 65) для регулировки положения оттяжных рычагов с цифрой 58±0,5 И закрепить ее болтом. Все оттяжные рычаги должны одновременно касаться упорных сухарей, которые в свою очередь должны находиться заподлицо с верхней поверхностью оправки. Такое положение обеспечивает контрольный размер между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца, равный 58±0,5 мм.
На регулировочные гайки установить стопорные шайбы и опорные пластины, затянуть их болтами так, чтобы вилки оттяжных рычагов не имели ощутимого осевого зазора. Стопорные шайбы с помощью керна отогнуть в отверстия кожуха сцепления и зашплинтовать восьмеркой все восемь попарно проволокой с одной стороны. На оттяжные рычаги установить упорное кольцо и закрепить его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.
Правильность установки кольца проверяется величиной биения его торца относительно рабочей поверхности нажимного диска, которое на радиусе 45 мм не должно превышать 0,4 мм.
После сборки нажимного диска с кожухом при необходимости провести статистическую балансировку с точностью 50 Гсм. При этом нажимный диск в сборе фиксировать по центральному отверстию диаметром 215 мм и кожух по двум отверстиям. Для удаления дисбаланса разрешается сверлить в диске отверстия диаметром 14 мм и глубиной 18 мм на расстоянии между центрами не менее 20 мм. При повторной установке в контрольное приспособление допускается величина дисбаланса не более 450 Гсм.
Отремонтированное сцепление устанавливают на двигатель в следующей последовательности. Прежде всего следует убедиться в наличии смазки в полости коленчатого вала под передний подшипник ведущего вала коробки передач. Затем установить ведомый диск сцепления таким образом, чтобы удлиненная часть ступицы и головки болтов крепления тарельчатых пружин демпфера были обращены к маховику. После этого установить средний ведущий диск, предварительно поставив в четыре отверстия отжимные пружины 1 (см. рис. 62). Диск должен свободно перемещаться в пазах маховика. Затем устанавливают нажимный диск в, сборе с кожухом, соединив болтами кожух сцепления с маховиком двигателя, не затягивая при этом болты. Сцентрировать ведомый диск по отношению к коленчатому валу двигателя. Для этого в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска вставить оправку так, чтобы конец ее вошел в шарикоподшипник в коленчатом валу. При отсутствии оправки можно использовать запасной ведущий вал коробки передач.
После этого затянуть болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя до отказа и вынуть оправку. Затягивать болты равномерно и попеременно крест-накрест и за два-три приема. Затем установить коробку передач и проверить свободный ход педали сцепления, как указывалось выше.
назад к списку